В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации и Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, в целях реализации мер, обеспечивающих защиту прав и интересов детей, формирования безопасности пространства, профилактики правонарушений и преступлений, а также разрешения конфликтов, в МБОУ «Джангинская СОШ» была создана школьная служба медиации.
Служба медиации является добровольным объединением педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся школы. В состав службы входят: заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги, прошедшие обучение проведению медиаций, восстановительных и примирительных программ; в качестве волонтеров в службу медиации могут входить учащиеся и их родители. Руководителем службы медиации назначается педагогический работник, прошедший специализированное обучение технологии медиации или восстановительных практик.
Основными целями службы медиации являются:
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
- создание благоприятной, гуманной и безопасной среды на основе принципов понимающей и восстановительной медиации.
Основными задачами службы медиации являются:
- просвещение участников образовательных отношений по методу медиации, восстановительных и примирительных практик, мотивирование их на использование медиативного и восстановительного походов в своей повседневной деятельности, в том числе и в восстановительном и образовательном процессах при разрешении конфликтов в образовательной среде;
- повышение конфликтологической компетенции и формирование правовой культуры участников образовательного процесса, продвижение принципов и ценностей медиативного и восстановительного подходов в урегулировании конфликта;
- создание условий психологически безопасного образовательного пространства, профилактика агрессивного, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- проведение процедур медиации и групповых примирительных программ для участников конфликтов (споров): между обучающимися, обучающимися и педагогами, педагогами и родителями, детьми и родителями, родителями.
Деятельность служб медиации основана на следующих принципах:
- принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся-волонтеров в организации работы службы медиации, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в процедуре медиации и примирительных программах;
- принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения, исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
- принцип нейтральности, запрещающий службам медиации принимать строну одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невинности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Служба медиации получает информацию о конфликтной ситуации или правонарушении от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов службы медиации, родителей (законных представителей) и принимает решение о возможности или невозможности проведения медиации, восстановительных и примирительных программ в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательной организации.
Процедура медиации или групповая восстановительная или примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, то для проведения программы также необходимо согласие родителей. В случае если процедура медиации или групповая восстановительная и примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то об ее проведении ставится в известность администрация образовательной организации и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы медиации. Применение медиативных процедур и проведение восстановительных программ осуществляется в рамках воспитательной деятельности и во внеурочное время. Процедура медиации или групповая примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениям жестокости.
Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения процедуры медиации или программы в каждом отдельном случае. В случае если в ходе процедуры медиации или групповой примирительной (восстановительной) программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в медиативном (примирительном) соглашении. При необходимости служба медиации передает копию медиативного соглашения администрации образовательной организации.
Служба медиации осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в медиативном (примирительном) соглашении, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. При необходимости служба медиации содействует в предоставлении участникам процедуры медиации или групповой примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.